Справедливость Ислама в распределении богатств (3)

Определение источников богатства и разъяснение способов обладания им

Хамд Табиб — Иерусалим

Человек по своей природе и инстинктам — в особенности по инстинкту самосохранения — очень сильно любит деньги (имущество), любит приобретение богатства во всех его формах и с постоянным его увеличением. Это является проявлением инстинкта самосохранения в каждом человеке на этой земле. И если человеку, его инстинктам и их проявлениям будет предоставлена свобода, то он пожелает самостоятельно обладать всеми богатствами или попытается завладеть как можно большей их частью и запретить остальным эти богатства. Всевышний сказал:

وَتَأۡكُلُونَ ٱلتُّرَاثَ أَكۡلٗا لَّمّٗا ١٩  وَتُحِبُّونَ ٱلۡمَالَ حُبّٗا جَمّٗا ٢٠

«Жадно пожираете наследство и страстно любите богатство» (89:19,20).

А также сказал:

زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ ٱلشَّهَوَٰتِ مِنَ ٱلنِّسَآءِ وَٱلۡبَنِينَ وَٱلۡقَنَٰطِيرِ ٱلۡمُقَنطَرَةِ مِنَ ٱلذَّهَبِ وَٱلۡفِضَّةِ وَٱلۡخَيۡلِ ٱلۡمُسَوَّمَةِ وَٱلۡأَنۡعَٰمِ وَٱلۡحَرۡثِۗ ذَٰلِكَ مَتَٰعُ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَاۖ وَٱللَّهُ عِندَهُۥ حُسۡنُ ٱلۡمَ‍َٔابِ ١٤ ۞قُلۡ أَؤُنَبِّئُكُم بِخَيۡرٖ مِّن ذَٰلِكُمۡۖ لِلَّذِينَ ٱتَّقَوۡاْ عِندَ رَبِّهِمۡ جَنَّٰتٞ تَجۡرِي مِن تَحۡتِهَا ٱلۡأَنۡهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَا وَأَزۡوَٰجٞ مُّطَهَّرَةٞ وَرِضۡوَٰنٞ مِّنَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ بَصِيرُۢ بِٱلۡعِبَادِ ١٥

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (3:14,15).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы сыну Адама принадлежала целая долина денег, то он пожелал бы вторую, подобную ей. И не насытит глаза сына Адама ничто, кроме земли. Всевышний же простит того, кто покаялся», — передал Бухари. Также человек желает иметь наибольшее количество богатства и денег, не задумываясь при этом — если бы была предоставлена такая возможность — какие бы деньги он приобрёл (т.е. чистые — халял, или грязные — харам) и каким путём. Он использует в добывании богатств вино и свинину, опиум и гашиш... Имеет дело с процентами (риба), обманом, воровством и многими другими видами приобретения! А потому Ислам посредством своих справедливых и направляющих на прямой путь законов определил:

1 — Ислам определил источники приобретения богатства. Они чётко определены их описанием, положениями, перечислением, местами и другим... Ислам заявил, что земля является источником приобретения богатства для всех, и это — основной и наиболее важный источник, он не может быть определён для кого-то конкретно без доступа к нему других, кроме тех случаев, которые определил Шариат, как это имеет место и в других системах, таких как капиталистическая. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обычная земля принадлежит Аллаху и Его Посланнику, а затем — вам. Тот же, кто оживит что-либо из целины, то данная земля принадлежит ему», — приводится в «Сунан кубра». Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мусульмане — партнёры в трёх вещах: в воде, в пастбищах и огне», — приводит Альбани в «Сильсиля сахиха».

2 — Ислам определил для этого источника богатств (земли) способ его приобретения путём владения, ведения сельского хозяйства, торговли и промышленности, приложения на нём усилий, обмена и других видов приобретения, связанных с этим обширным и значительным источником богатств. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Люди — рабы Аллаха, и земли принадлежат Аллаху, а потому тот, кто оживил целину, то она принадлежит ему, и нет у несправедливых никакого права на эту землю», — привёл Байхакъий в «Сунан». А также Всевышний Аллах сказал:

مَّآ أَفَآءَ ٱللَّهُ عَلَىٰ رَسُولِهِۦ مِنۡ أَهۡلِ ٱلۡقُرَىٰ فَلِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِي ٱلۡقُرۡبَىٰ وَٱلۡيَتَٰمَىٰ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱبۡنِ ٱلسَّبِيلِ كَيۡ لَا يَكُونَ دُولَةَۢ بَيۡنَ ٱلۡأَغۡنِيَآءِ مِنكُمۡۚ وَمَآ ءَاتَىٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَىٰكُمۡ عَنۡهُ فَٱنتَهُواْۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۖ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلۡعِقَابِ ٧ لِلۡفُقَرَآءِ ٱلۡمُهَٰجِرِينَ ٱلَّذِينَ أُخۡرِجُواْ مِن دِيَٰرِهِمۡ وَأَمۡوَٰلِهِمۡ يَبۡتَغُونَ فَضۡلٗا مِّنَ ٱللَّهِ وَرِضۡوَٰنٗا وَيَنصُرُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلصَّٰدِقُونَ ٨ وَٱلَّذِينَ تَبَوَّءُو ٱلدَّارَ وَٱلۡإِيمَٰنَ مِن قَبۡلِهِمۡ يُحِبُّونَ مَنۡ هَاجَرَ إِلَيۡهِمۡ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمۡ حَاجَةٗ مِّمَّآ أُوتُواْ وَيُؤۡثِرُونَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمۡ وَلَوۡ كَانَ بِهِمۡ خَصَاصَةٞۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفۡسِهِۦ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ٩

«Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании. А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберёгшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:7–9).

Праведные Халифы делили открытые земли среди мусульман определёнными способами, чтобы осуществлялась польза для всех без выделения одного над другим, и выбирали часть из этой земли в интересах государства. Передал Абу Юсуф в книге «Харадж», что Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) усмотрел для земель Месопотамии такое решение, благодаря которому польза от них возвращалась ко всем мусульманам: «Я считаю, что необходимо удержать земли вместе с населением, наложив на земли харадж, а на людей — джизью, и это будет трофеем (фай) для мусульман, бойцов и оседлых, и для тех, кто будет после них. Разве вы не видите эти границы? Необходимы воины, которые будут охранять их. Разве вы не видите эти огромные города? Туда должны быть отправлены армии и большие жалованья. Так откуда же мы будем платить им, если разделить эти земли и людей (среди воинов)?». Все сказали: «Верным является твоё мнение, и как прекрасно то, что ты сказал и предусмотрел. Если не отправить в эти города воинов и не выплачивать им на жизнь, то тогда неверные вернутся в свои города». И Умар добавил: «Если я разделю эти земли среди воинов, то это станет обращением богатства только лишь среди богатых из вас, и ничего не останется для мусульман, которые будут после нас, в то время как Всевышний Аллах дал им право в этом, сказав: وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ — «А те, которые пришли после них…». Затем он сказал: «Этот аят охватил людей до Судного дня». После этих слов утвердилось мнение Умара и больших сподвижников (р.а.) на том, что земля не станет раздаваться».

3 — Ислам точно и ясно определил, каким образом люди могут приобретать пользу от общественных благ и богатств, которые принадлежат всем, и не позволительно никому приобретать их в частное пользование, как, например, берега морей, рек и водных путей, общественные площади, пастбища и т.д. Ислам также определил виды этих общественных богатств путём их описания и оговорки их положения. Приводится в книге «Экономическая система» шейха Такыюддина Набхани: «Общественная собственность — это разрешение, данное Законодателем обществу на совместное использование объекта. Объектами, в которых воплощается общественная собственность, являются те объекты, о которых Законодатель заявил, что они принадлежат общественности, и запретил делать их частным владением. Вышеперечисленное осуществляется в трёх видах объектов:

а. Общественные нужды, при отсутствии которых в какой-либо стране или обществе люди разойдутся в их поисках.
б. Нескончаемые месторождения полезных ископаемых.
в. Объекты, специфика которых не позволяет им быть частным владением».

4 — Ислам также определил пути приобретения богатства посредством усилий и работы, упомянув виды работ, посредством которых человек может приобретать богатства, и способы, которыми он пользуется в этих видах и источниках. Ислам рассказал о труде, изготовлении товаров под заказ, торговле со всеми её видами, а также о законах найма. Всевышний сказал:

قَالَ إِنِّيٓ أُرِيدُ أَنۡ أُنكِحَكَ إِحۡدَى ٱبۡنَتَيَّ هَٰتَيۡنِ عَلَىٰٓ أَن تَأۡجُرَنِي ثَمَٰنِيَ حِجَجٖۖ فَإِنۡ أَتۡمَمۡتَ عَشۡرٗا فَمِنۡ عِندِكَۖ وَمَآ أُرِيدُ أَنۡ أَشُقَّ عَلَيۡكَۚ سَتَجِدُنِيٓ إِن شَآءَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلصَّٰلِحِينَ ٢٧

«Он сказал: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих на условии, что ты наймёшься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять лет, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников»» (28:27).

И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Дайте плату наёмнику прежде, чем высохнет пот на его лбу» (в другой передаче «его право» вместо «плату»), — передал Ибн Маджа, а Альбани посчитал хадис достоверным. Посланник ﷺ также сказал: «Правдивый доверенный торговец будет вместе с пророками, правдивейшими и шахидами», — приводится в «Дур аль-Мансур». И сказал Всевышний:

إِلَّآ أَن تَكُونَ تِجَٰرَةً حَاضِرَةٗ تُدِيرُونَهَا بَيۡنَكُمۡ فَلَيۡسَ عَلَيۡكُمۡ جُنَاحٌ أَلَّا تَكۡتُبُوهَاۗ وَأَشۡهِدُوٓاْ إِذَا تَبَايَعۡتُمۡۚ وَلَا يُضَآرَّ كَاتِبٞ وَلَا شَهِيدٞۚ

«Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите её. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю» (2:282).

5 — Ислам также определил то, что человек ещё может приобрести из источников богатства без приложения усилий, помимо общественной собственности и кроме земель. И это подобно наследству, подаркам, закяту… И также многое другое, что человек приобретает в виде богатства без приложения усилий. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا ٱلصَّدَقَٰتُ لِلۡفُقَرَآءِ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱلۡعَٰمِلِينَ عَلَيۡهَا وَٱلۡمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمۡ وَفِي ٱلرِّقَابِ وَٱلۡغَٰرِمِينَ وَفِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَٱبۡنِ ٱلسَّبِيلِۖ فَرِيضَةٗ مِّنَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٞ ٦٠

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:60).

И сказал:

يُوصِيكُمُ ٱللَّهُ فِيٓ أَوۡلَٰدِكُمۡۖ لِلذَّكَرِ مِثۡلُ حَظِّ ٱلۡأُنثَيَيۡنِۚ فَإِن كُنَّ نِسَآءٗ فَوۡقَ ٱثۡنَتَيۡنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَۖ وَإِن كَانَتۡ وَٰحِدَةٗ فَلَهَا ٱلنِّصۡفُۚ وَلِأَبَوَيۡهِ لِكُلِّ وَٰحِدٖ مِّنۡهُمَا ٱلسُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَ لَهُۥ وَلَدٞۚ فَإِن لَّمۡ يَكُن لَّهُۥ وَلَدٞ وَوَرِثَهُۥٓ أَبَوَاهُ فَلِأُمِّهِ ٱلثُّلُثُۚ فَإِن كَانَ لَهُۥٓ إِخۡوَةٞ فَلِأُمِّهِ ٱلسُّدُسُۚ مِنۢ بَعۡدِ وَصِيَّةٖ يُوصِي بِهَآ أَوۡ دَيۡنٍۗ ءَابَآؤُكُمۡ وَأَبۡنَآؤُكُمۡ لَا تَدۡرُونَ أَيُّهُمۡ أَقۡرَبُ لَكُمۡ نَفۡعٗاۚ فَرِيضَةٗ مِّنَ ٱللَّهِۗ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمٗا ١١

«Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достаётся доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребёнок. Если же у него нет ребёнка, то ему наследуют родители, и матери достаётся одна треть. Если же у него есть братья, то матери достаётся одна шестая. Таков расчёт после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети — вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:11).

И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Уравнивайте ваших детей в подарках. И если бы я мог повлиять на кого-нибудь из вас, то предпочёл бы женщин над мужчинами», — передал Саид в своём «Сунане».
Правда состоит в том, что это чёткое определение со всеми его разновидностями и разъяснениями способов добычи сделало богатства распространёнными среди людей без выделения одного из них над другим. Ислам сделал это распределение общим для всех без различия, включая и зиммиев из числа немусульм. Подобного распределения таким правильным и систематизированным образом нет нигде, кроме как в законах Ислама. Если мы посмотрим на капиталистическую систему, связанную с определением богатств и способов их приобретения, то увидим, что эта система предлагает общие расплывчатые и непонятные законы, под которые не подпадают все виды приобретения богатств. Она также не уточняет, какие виды богатств из числа общественных благ можно приобретать, а какие — нет. И если исключается что-либо из богатств, то оно нуждается в отдельном юридическом (законодательном) тексте, который исключает или выводит его из категории общественных. Так, например, капиталистическая система рассматривает все вещи как желаемые материальные богатства, которые можно приобрести, использовать, продавать и покупать. Она посчитала цену единственным распределителем, побуждающим к производству, без чего-либо ещё. Капиталистическая система не уточнила положения земли в деталях так, чтобы всем были понятны её качества и разновидности, а также не разъяснила понятным образом путей её использования, чтобы исключить неясности и разногласия в методах приобретения и получения пользы от земли. Эта система не определила общественных богатств в недрах земли, на её поверхности и в атмосфере, как и не разъяснила путей их распределения среди людей таким образом, чтобы доставалось всем индивидам общества… Что и сделало предмет приобретения богатства далёким от хотя бы малейшей справедливости с точки зрения распределения. А потому мы видим капиталиста владеющим наибольшими природными ресурсами в недрах земли, которые оцениваются частными компаниями в миллиарды (в противовес сумме, уплаченной им государству в виде налога), а остальные люди лишены этого природного источника, который Всевышний Аллах сотворил для всех без различия…

Масла в огонь подлил путь, проложенный западными законами для способа приобретения богатства по системе ценообразования, ограничив это дело кругом лишь тех, кто может оказывать влияние на ценообразование, в то время как другие не имеют к нему доступа. Индивид ни в Америке, ни в Европе не может иметь участка земли для сельского хозяйства или строительства, кроме как купленного по определённой цене, и капиталистическая система не наводит порядка в приобретении земли — обман, воровство и грабёж как виды преступного добывания средств запретны только для тех, кто попал под действие закона. Кто же не попал под действие закона, то все приобретённое им имущество, пусть даже это было сделано путём воровства, считается у них приобретённым уважаемым и действительным путём из числа всех путей приобретения собственности и владения до тех пор, пока этот человек не попал под контроль закона.

Социалистическая же система была ещё хуже, чем капиталистическая, в определении источников богатства и путей овладения им, т.к. пустила все деньги в «одну корзину», т.е. всё общественное имущество находилось под контролем государства. Социализм отменил все пути овладения собственностью, кроме нескольких индивидуально узких и ограниченных вещей.

Такое положение — т.е. оставление вопросов приобретения и владения в общем и без конкретики в социалистической системе — дало право государству контролировать всё, отменив все виды побуждения и индивидуального творчества, приведя промышленность, сельское хозяйство и торговлю в упадок и отсталое положение по сравнению с капиталистами, что привело человека к простою, при котором он не проявлял никакого желания или интереса к творчеству и работе. Это и послужило разложению этой системы и безвозвратному её падению.

Определение типов богатства и ресурсов (источников) в ясной упорядоченной форме отличает Ислам от двух других систем, правивших на земле в современную эпоху. Таким образом, Ислам направил богатства ко всем людям без различия и сделал человека способным приобретать материальные блага, даже если он не является богатым капиталистом, как это происходит на Западе, т.к. деньги (имущество) могут дойти до него многими другими путями, такими как распределение общественного богатства, дотации и т.д… Кроме того, определение богатства и регулирование им препятствует людям в овладении опасными видами имущества, такими как наркотики, алкоголь и многое другое из видов вреда для общества и для индивида, и в то же время сохраняет богатства людей от нападений, краж и других способов овладения, запретных в Исламе со стороны религии и влекущих за собой наказание со стороны государства.

Всё это является проявлением заботы Господа, Свят Он и Велик, о людях со справедливостью и с охватом всех вещей. Он лучше знает человека, чем сам человек. Всевышний охватил своим знанием всё, что приносит пользу этому человеку и что отстраняет от него зло. Аллах сказал:

وَيَوۡمَ نَبۡعَثُ فِي كُلِّ أُمَّةٖ شَهِيدًا عَلَيۡهِم مِّنۡ أَنفُسِهِمۡۖ وَجِئۡنَا بِكَ شَهِيدًا عَلَىٰ هَٰٓؤُلَآءِۚ وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ وَهُدٗى وَرَحۡمَةٗ وَبُشۡرَىٰ لِلۡمُسۡلِمِينَ ٨٩ ۞ إِنَّ ٱللَّهَ يَأۡمُرُ بِٱلۡعَدۡلِ وَٱلۡإِحۡسَٰنِ وَإِيتَآيِٕ ذِي ٱلۡقُرۡبَىٰ وَيَنۡهَىٰ عَنِ ٱلۡفَحۡشَآءِ وَٱلۡمُنكَرِ وَٱلۡبَغۡيِۚ يَعِظُكُمۡ لَعَلَّكُمۡ تَذَكَّرُونَ ٩٠

«В тот день Мы выставим против каждой общины свидетеля из их числа, а тебя выставим свидетелем против этих. Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман. Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, быть может, вы помяните назидание» (16:89,90).

И сказал:

ٱلۡحَمۡدُ لِلَّهِ ٱلَّذِي لَهُۥ مَا فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَهُ ٱلۡحَمۡدُ فِي ٱلۡأٓخِرَةِۚ وَهُوَ ٱلۡحَكِيمُ ٱلۡخَبِيرُ ١ يَعۡلَمُ مَا يَلِجُ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَمَا يَخۡرُجُ مِنۡهَا وَمَا يَنزِلُ مِنَ ٱلسَّمَآءِ وَمَا يَعۡرُجُ فِيهَاۚ وَهُوَ ٱلرَّحِيمُ ٱلۡغَفُورُ ٢

«Хвала Аллаху, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Ему же надлежит хвала в Последней жизни. Он — Мудрый, Ведающий. Он знает то, что входит в землю, и то, что выходит из неё, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит на него. Он — Милосердный, Прощающий» (34:1,2).

Всё это противоречит установленным людьми системам, которые притесняют их и влекут за собой несчастье и стеснённость и создают между ними проблемы, вражду и ненависть… И это происходит в подтверждение словам Всевышнего:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَأۡكُلُوٓاْ أَمۡوَٰلَكُم بَيۡنَكُم بِٱلۡبَٰطِلِ إِلَّآ أَن تَكُونَ تِجَٰرَةً عَن تَرَاضٖ مِّنكُمۡۚ وَلَا تَقۡتُلُوٓاْ أَنفُسَكُمۡۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ بِكُمۡ رَحِيمٗا ٢٩

«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» (4:29).

И сказал:


لَقَدۡ جَآءَكُمۡ رَسُولٞ مِّنۡ أَنفُسِكُمۡ عَزِيزٌ عَلَيۡهِ مَا عَنِتُّمۡ حَرِيصٌ عَلَيۡكُم بِٱلۡمُؤۡمِنِينَ رَءُوفٞ رَّحِيمٞ ١٢٨

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9:128).

И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Как вы думаете, способна ли эта женщина бросить своего ребёнка в огонь?». Мы ответили: «Нет, клянёмся Аллахом! Она не сделает этого». На что Посланник Аллаха сказал: «Аллах более милостив к своим рабам, чем эта женщина к своему ребёнку», — передал Бухари.

Просим Всевышнего Аллаха почтить нас в скором будущем претворением этой милости и справедливости, дабы благо охватило мусульман во всех уголках земли, а унижение и лишения покинули их… Амин! (продолжение следует).